Интересные факты биографии
актера и
истории из жизни, произошедшие в
театре или на съемках
О
поступлении в театральное училище имени Б.В. Щукина
В.
Лановой заканчивал седьмой класс, когда в его школу пришли военные летчики и так
красиво рассказывали о своей профессии, что в классе не оказалось
ни единого
мальчишки, который не захотел бы стать летчиком. Получив документы об окончании
седьмого класса, Василий отнес их в летное училище. Но С. Л. Штейн, педагог
актерской студии, в которой занимался Лановой, узнав о таком решении, забрал
документы своего ученика из военного училища. Окончив десять классов, Василий
снова попытался уйти от актерской судьбы, но, видимо, было ему уготовано не
избежать ее. Узнав о наборе в театральное училище имени Б.В. Щукина, Василий
больше из любопытства и желания проверить себя и
свои актерские способности,
отправился туда. Всего комиссией было просмотрено около ста пятидесяти
абитуриентов, а приняты только только двое – Василий Лановой и Кюнна Игнатова,
его будущая сокурсница. Вскоре после этого Лановой получил аттестат зрелости и
золотую медаль. Но, полюбив театр, связать с ним свою судьбу будущий актер был
еще не готов и, желая заняться чем-то более серьезным, решил поступать в МГУ на
факультет журналистики. Василий Семенович вспоминает:
лВ
приемной комиссии мое желание восприняли с недоумением и недоверием: кому-то
было известно о моих опытах на самодеятельной сцене. На вопрос: лНу зачем вам
университет?╗ - отвечал: лУма-разума хочу набраться╗. В комиссии смеялись:
лЕще?╗ Я отвечал: лЕще╗. Тогда мне устроили настоящий экзамен, задавали вопросы,
что называется, лна засыпку╗, а я их парировал, так что не принять у них просто
не было оснований. Наконец, отпуская меня, председатель комиссии сказал:
лПоступай, но смотри, если удерешь! ╗. ╗
Но,
уже летом, В. Лановой был вызван с отдыха из Керчи в Москву на пробы в фильме
"Аттестат зрелости". Отпросившись у декана факультета на полтора месяца съемок и
не проучившись в МГУ и полугода, начинающий актер пришел с "повинной" в
Щукинское училище, где в апреле после предварительного просмотра был отобран
педагогами, и навсегда связал свою судьбу с актерской профессией.
О съемках
фильма лАттестат зрелости╗
И
действительно, от себя было, видимо, уже никуда не уйти. Едва был зачислен в
университет, отправился вместе с моим другом Володей Земляникиным в Керчь к
родным отдыхать, как получил вызов на пробу в фильме "Аттестат зрелости". А я
уже голову свою на лето постриг под нулевку, так что на голове торчали одни уши,
и когда приехал в Москву и предстал в таком виде перед режиссером фильма
Татьяной Николаевной Лукашевич, то увидел, как она ужаснулась, когда меня
подвели к ней. Не стесняясь, прямо при мне трагическим голосом она воскликнула:
"Боже мой, кого вы мне привели? Кому в голову могла прийти такая мысль?" Я
понял, что терять мне уже нечего, и в тон ей ответил" "Действительно, кому в
голову могла прийти такая чушь?" Тут она вдруг остановилась и уже более
внимательно и оценивающе взглянула на не в меру бойкого парня. "Ну-ка, ну-ка,
наденьте ему что-нибудь на голову, - скомандовала она. - Причешите ему эти уши".
Позднее, вспоминая нашу первую встречу, Татьяна Николаевна неизменно начинала со
слов: "В комнату вошли одни уши".
http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/lanovoy/
О съемках
фильма лПавел Корчагин╗
1956
год. Съемки фильма лПавел Корчагин╗ совпали с репетициями лГоря от ума╗ в
Щукинском училище, где В. Лановой играл роль Чацкого. О
том, насколько напряженно приходилось работать, можно судить уже по тому
распорядку дня, какой сложился тогда...
С
девяти до двенадцати часов дня были ежедневные репетиции спектакля с педагогом
И. М. Толчановым. К тринадцати часам я должен был успеть в аэропорт Внуково,
чтобы лететь в Киев, где проходили съемки фильма. В 16.00 приезжал на съемочную
площадку, и работа продолжалась до двенадцати часов ночи. Затем из Киева летел
снова в Москву. Жили мы тогда, как считалось в то время, очень далеко от центра,
в районе ныне лКоломенского╗ метро, поэтому, не заезжая домой, я добирался до
училища. Это было уже около пяти часов утра. Меня пускали в гимнастический зал,
я падал как убитый на маты, спал два три часа, а уже в девять часов на
репетициях произносил монолог Чацкого:
Чуть
свет — уж на ногах! и я у ваших ног...
Удивлены?.. А между тем...
Я в
сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст
больше семисот пронесся...
Как это
было похоже на правду, на обстоятельства моей жизни. Даже расстояние, которое
покрывал (правда, не за сорок пять часов, а много быстрее), близко
расстоянию от Киева до Москвы. И такой жизни у меня было около трех
месяцев. Сам удивляюсь, как все это выдержал, как хватило сил. Но в молодости
силы восстанавливаются скоро. Думаю, что те утренние росы в деревне, купания,
ночные тому же способствовали, ну и, конечно, Павка Корчагин, кем я жил, с кого
мог брать пример, кто давал новые и новые силы в жизни, в работе, кто научил
меня упорству, терпимости в достижении поставленной цели.
О натурализме на сцене и перед камерой
На
том же спектакле лРюи Блаз╗ сделал для себя еще одно важное открытие —
натурализм на сцене ни в какой степени не приемлем. Сделал его после
того, как во время спектакля пытался есть курицу. Для того чтобы было
естественно и аппетитнее это делать, я перед спектаклем не ел целый день,
готовился к сцене лс курицей╗. Но вот наступила долгожданная сцена, и какой же я
испытал ужас, когда, откусив кусок от этой злополучной курицы, никак не мог его
проглотить — слюна забила рот, и я буквально давился им. Этот урок о мере
сценической условности запомнился на всю жизнь.
Еще
одним подтверждением неприемлемости натурализма в искусстве был в моей практике
случай во время съемок фильма "Иду на грозу". Нам с актером Александром
Белявским предстояло сыграть сцену опьянения, которая у нас долго не получалась.
Тогда режиссер фильма Сергей Микаэлян посоветовал, судя по всему, уже от
отчаяния, взять четвертинку и по-настоящему ее распить. Мы так и сделали. После
перерыва пришли на съемочную площадку, нас от тепла осветительной аппаратуры
развезло. и мы такого "наиграли", что режиссер, посмотрев на нас, Скомандовал:
"Стоп!" Съемки были прекращены. На следующий день, уже совершенно трезвые, мы
сыграли эту сцену более правдоподобно и она вошла в фильм. Этот случай еще раз
подтверждает мысль, высказанную ранее, - чем пьянее человек на сцене или перед
кинокамерой, тем трезвее он должен быть на самом деле, чем эмоциональнее кусок
роли, тем строже должен контролировать себя актер, иначе это состояние актера
может завести его в такую патологию, из которой трудно будет уже выбраться.
Василий
Лановой "Счастливые встречи", 1983.
О съемках
фильма лСильнее урагана╗
Василий Семенович появился в Украине в
1960 году. Режиссер Одесской киностудии Василий Левин пригласил 26-летнего
Ланового сыграть главную роль в ленте о подвигах курсантов Одесского высшего
мореходного училища - лСильнее урагана╗.
- Вася всегда очень ответственно подходил к
своей работе, - вспоминает директор Музея кино одесского отделения Союза
кинематографистов Украины Вадим Костроменко. - И старался сделать максимум того,
что может. В картине лСильнее урагана╗ есть эпизод, когда его герой срывается с
мачты парусника. Это были рискованные съемки. Точную копию мачты выстроили на
территории Одесской киностудии и пригласили каскадера, хотя Вася очень просил:
лДайте я это сделаю сам!╗. Но рисковать актером никто не хотел. В итоге каскадер
в этом трюке умудрился сломать ногу. К тому же его падение в кадре было
некрасивым и неэффектным. Вася Лановой продолжал уговаривать режиссера, и второй
дубль таки доверили Лановому. И он великолепно справился со своей задачей.
Причем никаких травм!
http://www.kp.ua/daily/260107/201/print/
О
репетиции спектакля лЗолушка╗
Однажды,
когда в детском спектакле лЗолушка╗ Е. Шварца (1966) В. Лановому снова
предложили роль принца, он, набравшись смелости, попросил у Р.Н. Симонова дать
ему острохарактерную роль маркиза Па де Труа. Прошло уже около десяти лет его
работы в театре, и актер стремился расширить свой исполнительский диапазон,
понимая, что крепить мастерство нужно прежде всего ролями характерными. Для
молодого актера, игравшего молодых романтических героев, роль древнего старца
стала серьезным испытанием актерских возможностей. В. Лановой признается, что
долго у него в этой роли, лкроме танца, ничего не получалось╗ (Маркиз Па де Труа
- учитель танцев). Были в этом танце высокие смешные прыжки, всевозможные
балетные па, на что Рубен Николаевич как-то заметил: лВася, вам бы в Большой
театр идти танцевать╗, но подходило время репетиций, а роль была не готова
И все же
эта роль стала одной из интереснейших работ актера в те годы после того, как на
одной из репетиций Рубен Николаевич сам показал эту роль. Долго готовился, искал
какую-то бородку (она смешно отлетала то в одну, то в другую сторону), какой-то
несуразный костюм... Музыка. Рубен Николаевич выходит на сцену, в зале все
артисты. Но даже они, хорошо знавшие любовь Рубена Николаевича к импровизации,
были ошеломлены: поддерживаемый с двух сторон, из-за кулис показался странный
старикан. Его не вели, а буквально несли на руках. Забавен был этот чудак: ноги
разъезжаются, а он пытается идти причудливо балетным шагом: он жадно любопытен -
столько лет был оторван от жизни, все вызывает его внимание; он вздорен и
беспомощен, но чем-то удивительно привлекателен... Зал сразу же разразился
хохотом, который не умолкал до конца показа. Студенты не могли ни на шаг отойти
от учителя танцев - у Маркиза то нога подгибалась в колене, то тело вело куда-то
в сторону. В зале все это время стоял гомерический хохот. Рубен Николаевич
импровизировал на ходу, да так, что глаз невозможно было оторвать. Это был
фейерверк изобретательности, чудо актерской импровизации, без текста.
После
этого на сцену должен был выйти Лановой. "Теперь - Вы!" - сказал Рубен
Николаевич, и молодой артист похолодел. Музыка. Опять: "Вася, выходите!". Тот ни
с места. В зале сочувствующее молчание. И актер понял - если сейчас, в этот миг,
не выдержит и отступится, не преодолеет свою скованность и не выйдет на сцену,
на всю жизнь останется страх перед такими ролями. Знал, что выйти надо, чего бы
это ни стоило. Вышел, еще не зная, что будет дальше, услышал тот же, чуть
глуховатый, такой дорогой для него голос: "А теперь больше свободы, ну
пофантазируйте, похулиганьте, что ли...". И чуть позже: "Молодец, что вышел! Это
самое трудное...". Лановой повторял сцену несколько раз, без перерыва, не
обращая внимания на молчание публики. А cмex, донесшийся из зала в конце
репетиции, стал наградой за смелость, на которую решился, выйдя после Симонова
на сцену, за упорство и за испытание, уготовленное самому себе в этой роли.
Когда потом в театре разгорались споры о том, кому из актеров дать ту или иную
роль, Рубен Николаевич говорил: "А вот Вася - сыграл же он своего маркиза, а
тоже ведь все были против". Умел Рубен Николаевич "развязать" актера, развить в
нем новые качества.
Н. Войткевич "Ступени
творчества", 1975.
О съемках
фильма лОфицеры╗
На съемках
фильма актрисе А. Покровской, исполнительнице роли Любы Трофимовой, дали отнюдь не
философски настроенного коня-джентльмена, а скакуна горячих кровей. Сцену погони
басмачей за героями фильма снимали рядом со рвом, мимо которого и должны были
проскакать актеры. Однако Адлер — так звали коня Покровской — решил прокатить
наездницу с ветерком и пошел на обгон скакунов Юматова и Ланового. Первым это
заметил Юматов и бросился наперерез Адлеру. Вскоре подоспел Лановой. Они догнали
лихача-камикадзе и спасли Покровскую от неминуемого падения в ров.
http://www.stereo.ru/play_videocollection.php?article_id=282&PHPSESSID=542172d024a2eee5fd0892208600e106
Лановой:
Она на лошади не умела ездить. Она начала заниматься в период подготовки к
картине. А там суровые условия. Там горы, там перепады. Вообще, всерьез все. И
когда лошадь вдруг ее понесла, она нажала пятки свои и она не понимала, что надо
просто отпустить и она бы остановилась, она умная лошадь. Но она от ужаса еще
больше нажала, еще больше нажала. И мы ее с Жорой перехватили прям над
пропастью. Она считает нас спасителями.
Лановой:
Когда накануне перед этой съемкой мне сделали дырку в правах. Милиционеры
остановили. А на другой день мы ехали сниматься. Я в гриме генерал-полковника,
дважды героя Советского Союза. Седая голова – парик седой. Я сажусь за руль. А
рядом – Алина Покровская. Со студии Горького через всю Москву мы едем туда, на
Воробьевы горы. Алина: лЛа-лу, ла-лу╗. Я проехал на красный свет. Слышу, сзади –
тр, тр, тр. Вижу, в зеркале идет маленький милиционерчик, крутит, стало быть, на
палец накручивает свисток. Я забыл, кто я и что я. Забыл, что дырку в правах
сделали. Я вышел, говорю: лПростите, ради Бога╗. А он так, не глядя: лЧто
простите. Что простите! АААА!╗. И убежал от меня. И вот до конца картины я этот
мундир не снимал. Очень помогало, очень.
http://tv-ostankino.ru/material/Material_933_42.htm
|